История становления института пробации в Кыргызстане
Реформирование пенитенциарной системы заключается в её совершенствовании и приведении в соответствие с общепризнанными международными нормами. Она основывается на принципах гуманизации уголовно-исполнительной политики, системы исполнения наказаний, с введением в учреждениях пенитенциарной системы международных стандартов.
Впервые, необходимость формирования службы пробации нашло своё отражение в Концепции реформирования пенитенциарной системы и Национальной программе реформирования пенитенциарной системы до 2010 года, утверждённой Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 9 декабря 2002 года
№ 833
Затем, вышел указ Президента Кыргызской Республики «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике» от 8 августа 2012 года, согласно которому, одним из основных направлений деятельности в реформировании пенитенциарной системы была утверждена гуманизация правосудия.
В нем было рекомендовано:
- расширить судебный контроль на досудебных стадиях уголовного судопроизводства;
- внедрить службу медиации на любой стадии процесса;
- внедрить службу пробации.
В Кыргызстане была запущена сложная и востребованная обществом судебно-правовая реформа.
Данная реформа — это принципиально новый подход, попытка сделать качественный скачок в будущее. После реализации реформы Кыргызстан станет местом, где безопасно жить, где комфортно растить детей, работать и делать бизнес.
Были разработаны: Уголовный кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики о проступках, Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики, Законы Кыргызской Республики “О пробации” и “Об основах амнистии и порядке её применения”, также Закон “О гарантированной государством юридической помощи”
В мае 2018 года после заседания Совета по судебной реформе при Президенте, была создана экспертная рабочая группа по мониторингу судебно-правовой реформы.
В августе 2018 года состоялась совместная встреча экспертной рабочей группы по мониторингу мероприятий судебно-правовой реформы и руководства ГСИН при Правительстве Кыргызской Республики.
Была подготовлена дорожная карта организации службы пробации в стране и обсуждены механизмы организации и введения в действие института пробации.
1 января 2019 года вступил в силу Закон Кыргызской Республики “О пробации” и исполнение функций института пробации было возложено на Государственную Службу исполнения наказаний (ГСИН) при Правительстве Кыргызской Республики до создания уполномоченного органа пробации.
1 сентября 2019 года институт пробации был передан в ведение Министерства юстиции Кыргызской Республики.
На основании постановления Правительства №666 и 400 был создан Департамент пробации при Министерстве юстиции Кыргызской Республики.
Пробация в Кыргызстане
Институт пробации в Кыргызстане предусматривает возможность гуманного наказания, не связанного с лишением свободы для лиц, совершивших менее тяжкое преступление.
Пробация дает шанс оступившемуся человеку исправиться, оставаясь на свободе.
Для достижения этих целей государственные органы, органы местного самоуправления, местные государственные администрации и общественность в лице каждого кыргызстанца тесно взаимодействуют, оказывая клиенту пробации социально-правовую, психологическую и юридическую помощь.
Пробация состоит из комплекса мероприятий, включающих в себя широкий спектр социальных и правовых мер, применяемых со стороны соответствующего уполномоченного государственного органа – Депаратмента пробации при Министерстве юстиции (далее Департамент), направленные на создание условий для исправления клиентов пробации и адаптации его к жизни в обществе, предупреждения совершения ими повторных правонарушений.
Закон «О пробации» был принят 24 февраля 2017 года (№ 34) и вступил в законную силу с 1 января 2019 года вместе с новыми кодексами, регулирующими уголовное законодательство страны в рамках осуществляемых мер по судебно-правовой реформе в Кыргызстане.
Департамент начал свою работу 1 сентября 2019 года. Центральный аппарат находится в столице Кыргызской Республики, по адресу г.Бишкек, проспект Ч.Айтматова, №1. По всему Кыргызстану у Департамента есть 50 территориальных подразделений районного/городского уровня и 3 межрегиональных управления (далее МРУ) охватывающих все семь областей и два города республиканского значения:
- МРУ по городу Бишкек, Чуйской и Таласской областям;
- МРУ по Иссык-Кульской и Нарынской областям;
- МРУ по Ошской, Джалал-Абадской м Баткенской областям.
Пробация охватывает весь процесс взаимоотношения человека, с момента его вступления в конфликт с законом, т.е. совершения им правонарушения, которое не считается тяжким или особо тяжким, при котором предусмотрено до 5 лет лишения свободы, и до окончания срока наказания, определённого законодательством и судом.
Клиентами пробации могут стать: граждане, которым приговором суда назначено наказание без изоляции от общества и принудительные меры уголовно-правового воздействия. Также, виды наказания как общественные работы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, исправительные работы и ограничения свободы. Такие наказания предусмотрены не только в Уголовном кодексе, так и в Кодексе о проступках. При этом, вид наказания как ограничение свободы, относится только к Кодексу о проступках.
Если это касается подростков, то нашими клиентами становятся те юноши и девушки, которым были назначены принудительные меры воспитательного характера в виде ограничения поведения с предупреждением.
Также, нашими клиентами становятся:
– обвиняемые, в отношении которых составляется пробационный доклад;
– освобождённые от уголовного наказания с применением пробационного надзора, это осуждённые, к которым вместо наказания в виде изоляции от общества был применён пробационный надзор;
– условно-досрочно освобождённые из мест лишения свободы, а также осуждённые подлежащие освобождению из исправительных учреждений по отбытию наказания, то есть уже отбывшие положенный срок наказания, которым требуется помощь в адаптации к социальной жизни.
Пробация в Кыргызстане разделена на 4 вида, такие как:
- досудебная пробация,
- исполнительная пробация,
- пенитенциарная пробация
- постпенитенциарная пробация.
Досудебная пробация.
Применение досудебной пробации предусмотрена в отношении человека, совершившего преступление, санкции которого относятся к 1 и 2 категории Уголовного Кодекса – лишение свободы на срок не более пяти лет наказания, согласно классификации преступлений по Уголовному кодексу редакции от 2017 года, то есть, это менее тяжкие преступления.
Досудебная пробация заключается в том, что наши специалисты готовят «Пробационный доклад».
После того как правоохранительные органы инкриминировали статью обвиняемому в совершении правонарушения и его дело попало в суд, судья дает поручение органам пробации, чтобы мы провели всестороннее социально-психологическое исследование личности обвиняемого, собрали информацию о его характере, отношениях с людьми, вплоть до его оценок в школе. Составляется психологический портрет личности. Собираются характеристики с места работы, места жительства и с места учёбы.
По итогам всей этой колоссальной работы составляется пробационный доклад, который носит рекомендательный характер для суда.
Данное социально-психологическое исследование должно обеспечить проведение объективной оценки личности обвиняемого с определением рисков рецидива с его стороны и его криминогенных потребностей, а также возможности его исправления без изоляции от общества.
По итогам этого исследования, суд может назначить наказание, не связанное с лишением свободы.
Исполнительная пробация.
Исполнительная пробация – это совокупность всего процесса осуществления социальных и правовых мер по оказанию содействия клиентам пробации в выходе их из сложившейся трудной жизненной ситуации, применению в отношении них уголовно-правовых мер по контролю и надзору за их поведением и выполнением возложенных на них судом обязанностей согласно законодательству.
Исполнительная пробация подразумевает осуществление определённых мероприятий, таких как: организация информационно-аналитической работы по установлению социально-психологических особенностей человека, выявления потребностей в социально-правовой и психологической помощи, определение необходимого объёма и уровня интенсивности пробационного надзора.
В зависимости от потребностей клиента наши сотрудники составляют для клиентов пробации индивидуальную программу по оказанию социально-правовой помощи и плана пробационного надзора в индивидуальном порядке.
Индивидуальная программа может включать:
- Содействие в трудоустройстве и получении образования;
- Оказание социально-правовой и психологической помощи;
- Направление клиентов пробации в реабилитационные центры, в стационарные социальные учреждения для пожилых граждан;
- Оказание юридической помощи;
- Восстановление утраченных прав и получение необходимых документов;
- Восстановление и формирование социально полезных связей;
- Помощь в получении медицинских услуг, медицинское и пенсионное страхование клиентов пробации;
- Примирение с потерпевшим;
- Обеспечение выплаты социальных пособий, пенсий и компенсаций клиентам пробации в соответствии с законодательством в сфере социального обеспечения;
- Проведение индивидуальных и групповых, психологических тренингов по психо-коррекционной терапии, направленных на изменение моральных, ценностных ориентаций, по преодолению агрессии, проблем межличностных отношений, примирению с потерпевшими;
- Индивидуальная психологическая работа, мотивация клиентов пробации на участие в специальных программах.
Пенитенциарная пробация.
Пенитенциарная пробация предусмотрена в отношении осуждённых лиц, находящихся и отбывающих срок наказания в местах лишения свободы, которые подлежат к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания в виде лишения свободы и подлежащие к освобождению из исправительных учреждений по отбытию наказания в течение одного года, но, находящимися ещё в исправительных учреждениях.
В отношении клиентов пробации, которые в течении года будут представлены на условно-досрочное освобождение, составляется индивидуальная программа оказания социально-правовой помощи со стороны исправительных учреждений.
Программа осуществляется сотрудниками органов пробации совместно с администрацией исправительных учреждений и в тесном взаимодействии с госорганами и органами местного самоуправления, некоммерческих организаций и непосредственном участии самих клиентов по подготовке их к освобождению из исправительных учреждений.
В первую очередь сотрудники органов пробации проводят социальное исследование личности клиента, отражающее потенциальные риски: может ли он снова пойти на рецидив, есть ли у него криминогенные потребности и каковы его перспективы адаптироваться в общество после освобождения.
Мы собираем и анализируем сведения для его социальной адаптации в будущем, после освобождения.
Исходя из возможностей клиента пробации, органы пробации налаживают связи с органами начального профессионального образования для того, чтобы при освобождении у него была возможность отучиться и получить профессию, а также с органами сферы занятости населения для его дальнейшего трудоустройства.
В случае если у клиента пробации после освобождения могут возникнуть проблемы с жильем, помогаем в поиске социального жилья, помогаем наладить контакты с некоммерческими организациями, предоставляющими услуги людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Также, оказываем помощь в обеспечении медицинским и пенсионным страхованием, в установлении связей с медицинскими учреждениями для постановки на учёт и при необходимости продолжения лечения после освобождения.
В зависимости от потребностей клиента пробации при помощи сотрудников органов пробации, администрация исправительных учреждений разрабатывает и реализует индивидуальную программу оказания социально-правовой помощи, которая в свою очередь включает социально-правовую и психологическую помощь.
Постпенитенциарная пробация.
После освобождения по УДО, пункты программы, которые были составлены ранее, в исправительных учреждениях, продолжают осуществляться органами пробации на местах по месту проживания клиента пробации, этот вид пробации называется постпенитенциарная пробация.
Осужденные после условно-досрочного освобождения, обязаны прибыть в орган пробации по месту жительства в течении 5 дней и встать на учёт.
Психологи органов пробации, при согласии клиента оказывают ему консультацию, способствуют формированию положительных психологических установок, создают настрой для начала новой жизни, также за клиентом пробации могут закрепить волонтёра, который будет выполнять часть обязанностей по пробационному надзору.
Органы пробации, взаимодействуя с государственными юридическими организациями, помогают клиентам пробации получить консультацию и помощь адвоката.
Сотрудники органов пробации оказывают содействие в трудоустройстве, в получении образования и профессии. При необходимости, сотрудники органов пробации помогают в восстановлении документов и утраченных прав.
Для успешного прохождения всего срока пробационного надзора клиенту пробации обязательно нужно соблюдать порядок и условия исполнения надзорных требований, установленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством.
Важно отметить, все требования к клиенту пробации возлагаются судом, и только судом! А органы пробации следят за исполнением этих обязательств. И если клиент пробации, находясь под пробационным надзором, вновь совершает преступление, он лишается своего шанса и его снова изолируют от общества.
Ювенальная пробация
Уголовное правосудие в отношении молодых людей до 18 лет работает иначе, чем со взрослыми.
Ювенальная пробация применяется к несовершеннолетним для обеспечения их прав и законных интересов, для предотвращения совершения ими повторного правонарушения, а также их ресоциализации и реинтеграции в общество.
Несовершеннолетним подросткам должна быть предоставлена защита и благоприятные условия, которые позволят ему развиваться здоровым физически, умственно, нравственно, духовно и социально. Поэтому приоритетом ювенальной пробации является обеспечение его благополучия и наилучших интересов.
Участие в ювенальной пробации родителей или лиц, их замещающих, является обязательным условием для постановки на учёт и дальнейшего надзора. Органы пробации совместно с представителями органа опеки и попечительства ежеквартально проводят обследование жилищно-бытовых условий подростка.
Индивидуальные работы с несовершеннолетним клиентом пробации проводятся с учётом принципа конфиденциальности.
Время исполнения общественных работ в свободное от учёбы или работы время юного клиента составляет не более 2 часов в день – для занятых учёбой или работой, в то время как для остальных – не более 4 часов в день.
Цифровизация деятельности Департамента пробации
при Министерстве юстиции КР
В целях реализации Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023», одобренной решением Совета безопасности от 14 декабря 2018 года № 2, Департаментом пробации осуществляется поэтапная реализация цифровизации бизнес-процессов (служебной деятельности) центрального аппарата и территориальных подразделений.
Разработано и утверждено Техническое задание для разработки программного обеспечения автоматизированной информационной системы “Пробация” Департамента (далее-АИС “Пробация”)
Совместно с IT-специалистами государственного органа в области цифровизации разработан модуль «Регистрация клиентов пробации» и блок «Досудебная пробация», которые успешно прошли тестирование на предварительно созданной закрытой (защищенной) локальной сети по всей республике. На данном этапе они работают в пилотном режиме.
Закуплено и установлено серверное оборудование АИС «Пробация» со всеми защищенными серверами безопасности для обеспечения конфиденциальности персональных данных клиентов пробации.
В настоящий момент разработаны блоки «Исполнительная пробация» и «Статистика», которые проходят тестирование в системе.
Блок «Досудебная пробации» и модуль «Регистрация клиентов пробации» интегрированы в пилотном режиме в магистраль Автоматизированной информационной системы «Единный реестр преступлений и проступков» (далее – ЕРПП).
Кроме этого, будет создан ситуационный (мониторинговый) центр для осуществления анализа и своевременного реагирования на все внештатные ситуации и принятия оперативных мер.
Также, с 1 марта 2021 года, Департамент перешел на самостоятельные, централизованное осуществления обработки и внесения в базу данных Единой системы учета внешней миграции Кыргызской Республики (далее – ЕСУВМ) временных ограничений на право выезда из страны и снятия данных ограничений в отношений клиента пробации.
Справочно:
АИС ЕРПП – электронная база данных, куда вносятся сведения о начале досудебного производства, процессуальных действиях, движении уголовного дела или дела о проступках, заявителях и участниках уголовного процесса)
Подробнее о Департаменте пробации при Министерстве юстиции Кыргызской Республики вы можете узнать на сайте probation.minjust.gov.kg.
Новости в соцсетях по хештегу #probationkg.
Контакты пресс-службы:
Жороева Жылдыз Ашымбековна
Ведущий специалист по связям с общественностью и СМИ
+996 552 053 054 (W/A, Telegram)
pr.probationkg@gmail.com
inco@probation.gov.ua